Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Доклад председателя Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов В.П. Корякина

О повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем в Хабаровском крае

(Доклад председателя Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов В.П. Корякина на IV заседание Совета Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов, 19 апреля 2012 г.)

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы находимся на новом историческом этапе развития нашей страны. Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва, выборы Президента России и формирование нового состава Правительства Российской Федерации – всё это определяет новый политический ландшафт.

Открывается совершенно иной этап взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем. При этом должна быть обеспечена преемственность всего позитивного, что было создано ранее. Необходимо комплексно оценить практику работы крайпрофобъединения с органами власти Хабаровского края и работодателями, отметить слабые места и выработать механизмы их устранения.

Основной формой взаимодействия профсоюзов с органами власти и работодателями в решении социально-трудовых проблем в Хабаровском крае является социальное партнерство, которое прошло испытание временем, доказало свою эффективность и приобрело системный подход.

Во главе этой системы в крае находится Закон Хабаровского края «О социальном партнерстве в сфере труда» и заключаемые Соглашения между Правительством края, крайпрофобъединением и объединениями работодателей.

Хабаровский край был одним из первых регионов нашей страны, в котором в 1991 году было заключено двухстороннее соглашение между крайсовпрофом и администрацией края, а уже 20 мая 1992 года была создана краевая трёхстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, и все заключаемые в дальнейшем соглашения стали трёхсторонними.

За эти годы пройден нелёгкий путь массовых акций протеста, забастовок, приостановок работы и прочее, приведший в конце концов к пониманию необходимости регулирования социально-трудовых отношений путем социального диалога, а не социальной конфронтации.

Заключённое Соглашение между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2011-2013 годы содержит обязательства сторон в сфере экономики, развития рынка труда и содействия занятости, оплаты труда, обеспечения социального развития и социальной защиты населения, охраны труда и экологической безопасности, гарантии деятельности профсоюзов на территории края и реализации принципов социального партнерства.

Постоянно действующим органом системы социального партнерства в крае стала трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в компетенцию которой входит разработка трёхсторонних соглашений и контроль за их выполнением, выработка согласованных решений, принимаемых в социально-трудовой сфере и многое другое.

В 2011 году подготовлено и проведено 5 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 18 вопросов, в том числе:

- О совершенствовании организации в 2011 году летней оздоровительной компании детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;

- О предоставлении объемов работ для студенческих отрядов края в летний период 2011 года;

- О повышении эффективности развития экономики Хабаровского края:

- Об установлении минимальной заработной платы в крае в размере 6700 рублей;

- О ходе реализации на территории Хабаровского края Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- О механизме ценовой и тарифной политики в крае и ее влиянии на уровень жизни населения края;

- Об организации работы по подготовке и переобучению безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе для предприятий, использующих иностранную рабочую силу;

- О формировании и утверждении списков трудовых арбитров и посредников в Хабаровском крае и другие вопросы.

В соответствии со статьями 47, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в 2011 году комиссией подготовлены к заключению:

7 июня 2011 года Соглашение о минимальной заработной плате в размере 5995 рублей.

29 сентября 2011 года Соглашение о минимальной заработной плате (размер минимальной заработной платы установлен в сумме 6700 рублей и составил 69% к прожиточному минимуму трудоспособного населения края).

В целях реального повышения заработной платы проведено два заседания рабочей группы комиссии по вопросам совершенствования системы оплаты труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений и повышения размера минимальной заработной платы.

В результате:

- с 1 июня 2011 года были повышены на 6,5% фонды оплаты труда работников учреждений социальной сферы края;

- с 1 сентября 2011 года повышена на 30% заработная плата учителям;

- с 1 октября 2011 года увеличен фонд оплаты труда работников учреждений социальной сферы края для обеспечения минимальной заработной платы 6700 рублей.

При рассмотрении на заседании комиссии вопроса об индексации заработной платы работникам организаций, не финансируемых из средств краевого бюджета, сторонами социального партнерства рекомендовано предусматривать индексацию заработной платы в коллективных договорах.

По инициативе крайпрофобъединения на заседании комиссии также был рассмотрен вопрос «О проводимой органами исполнительной власти края работе по реализации государственной политики в области охраны труда в подведомственных краевых государственных учреждениях, в том числе по вопросам проведения аттестации рабочих мест».

Решением комиссии была отмечена недостаточная работа по охране труда, в том числе и по проведению аттестации рабочих мест в подведомственных краевых государственных учреждениях министерства здравоохранения, министерства социальной защиты населения, министерства образования и науки, министерства культуры, комитета по спорту правительства Хабаровского края.

Руководителям министерств предписано обеспечить разработку и реализацию мероприятий по охране труда, создать службы охраны труда или назначить ответственных лиц по охране труда в подведомственных организациях. Реализация данного решения уже началась и находится на постоянном контроле комиссии.

На прошедшем 27 марта 2012 года заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по предложению профсоюзов были рассмотрены вопросы об установлении в 2012 году минимальной заработной платы в размере 80% прожиточного минимума трудоспособного населения края и индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений.

В результате обсуждения стороны пришли к единому мнению:

1. Сформировать на основе предложений сторон социального партнерства рабочую группу из представителей правительства края, профсоюзов и работодателей и выработать единый подход по вопросу установления в крае минимальной заработной платы;

2. По итогам проведения анализа исполнения консолидированного бюджета за первое полугодие 2012 года рассмотреть возможность:

- повышения минимальной заработной платы в крае;

- индексации заработной платы работникам бюджетной сферы с октября 2012 года.

Стало хорошей традицией проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», подведение итогов и награждение победителей на заседании трёхсторонней комиссии, что стимулирует организации к созданию достойных условий труда для своих работников и ведению социального диалога.

В рамках практической реализации трёхстороннего соглашения и принципов социального партнёрства представители крайпрофобъединения на правах членства участвуют в работе различных комиссий правительства края, коллегиальных органах управления министерств и ведомств края, различных рабочих группах, председатель крайпрофобъединения на постоянной основе принимает участие в расширенных заседаниях правительства края.

Остановлюсь на работе наиболее значимых из них:

Работа в комиссии по преодолению проблем просроченной задолженности по заработной плате и снижению напряженности на рынке труда:

Системное и целенаправленное взаимодействие профсоюзов, власти и работодателей привело к существенному сокращению задолженности по заработной плате.

Стоит напомнить, что в 2009 году она составляла порядка 800 тыс. рублей, сегодня колеблется около 40 тыс. рублей.

Основная доля просроченной задолженности по заработной плате (77%) приходится на обрабатывающие производства, 19% - на сельское хозяйство и лесозаготовки.

Благодаря слаженной работе сторон в комиссии при губернаторе, были решены сложные проблемы погашения долгов предприятий-банкротов «Дальавиа», Николаевского судостроительного завода, муниципальных предприятий ЖКХ, сельского хозяйства. Своевременно выплачивается заработная плата и отпускные в организациях бюджетной сферы. К злостным нарушителям применяются жесткие меры от штрафов и дисквалификации до уголовного преследования.

Работа в комиссии по использованию иностранной рабочей силы:

В рамках работы этой комиссии главным достижением стала выработка единого мнения о необходимости снижения числа привлекаемых иностранных работников, так как они создают откровенный демпинг для работников нашего края.

На 2011 год Хабаровскому краю, с учетом корректировки, была утверждена квота в количестве 22 тысяч человек. По отношению к 2010 году она была уменьшена на 3,5 тыс. человек.

Фактически в 2011 году в крае привлечено к трудовой деятельности 15874 иностранных работника, освоение квоты составило 72,3 %. В 2010 году фактически привлекалось 17756 человек, освоение квоты составило 69,6 %.

Работа в комиссии по охране труда:

В истекшем году на заседаниях комиссии были рассмотрены вопросы:

- О состоянии условий и охраны труда в организациях Хабаровского края в 2010 году и мерах по их улучшению;

- Определение победителей смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда;

- О ходе реализации в крае механизма экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда через систему скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об использовании средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счёт сумм страховых взносов.

Комиссией отмечено, что за последние пять лет финансовые средства, направляемые организациями края на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профилактике профзаболеваний, увеличились с 45 млн. до 86,3 млн. рублей.

В 2011 году количество страхователей, осуществляющих расходы на превентивные меры в счёт страховых взносов, возросло на 28 процентов по сравнению с 2010 годом и составило 253 предприятия.

В то же время, на протяжении последних трёх лет не обращаются в региональное отделение за выделением средств на предупредительные мероприятия организации Нанайского, Вяземского, им. Лазо, Ульчского, Тугуро-Чумиканского районов. Предприятия Верхнебуреинского, им. Полины Осипенко, Охотского, Бикинского районов обращаются в единичных случаях.

Решением комиссии рекомендовано руководителям министерства здравоохранения, министерства образования и науки, министерства социальной защиты населения, министерства культуры, главам вышеперечисленных муниципальных районов обеспечить использование подведомственными организациями механизма частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости.

Впервые в крае началась разработка комплексной программы по охране труда с определением источников финансирования, реализация которой должна привести к существенному улучшению ситуации в области охраны труда.

Работа в комиссии по координации организации отдыха, оздоровления и занятости детей:

Благодаря работе в этой комиссии, удалось достичь следующих результатов:

- в 2011 году был изменен размер частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря за счет средств краевого бюджета и составил в загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории края, 90 % от средней расчетной стоимости путевки для детей работников бюджетной и внебюджетной сферы, индивидуальных предпринимателей и работников иных организаций;

- стала производиться частичная оплата стоимости путевок в загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации, в размере 50 % от средней расчетной стоимости путевки;

- расширена категория граждан, имеющих право на частичную оплату стоимости путевки;

- частичная оплата осуществлялась для всех детей, проживающих в Хабаровском крае, независимо от места работы родителя;

- упростился механизм получения частичной оплаты стоимости путёвки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для родителей;

- закреплена возможность формирования коллективных заявок через представителя предприятия.

В результате количество оздоровленных детей в 2011 году увеличилось по сравнению с 2010 годом и достигло уровня 2009 года (как при ФСС).

Отмечена 100%-ная наполняемость лагерей Хабаровского края. Всеми учреждениями отдыха и оздоровления детей выполнены плановые показатели.

Большое внимание крайпрофобъединение уделяет совместной работе с правительством края по разработке и реализации краевых целевых программ и принятии согласованных нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере.

Так, в целях обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан в крае в 2011 году проводилась работа в рамках реализации двух программ: программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2011 году и краевой целевой программы содействия занятости населения на 2009-2011 годы.

В рамках программы дополнительных мер на реализацию антикризисных мероприятий были израсходованы средства в размере 125,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 118,7 млн. рублей, из краевого бюджета – 6,3 млн. рублей. Участниками мероприятий стали более 4 тыс. человек. Мероприятия данной программы позволили создать в 2011 году 2 668 рабочих мест.

В рамках краевой целевой программы в 2011 году были израсходованы средства на сумму 807,8 млн. рублей, из них на:

- содействие трудоустройству населения – 105,9 млн. рублей;

- социальную поддержку безработных граждан – 701,9 млн. рублей.

Участниками краевой целевой программы стали 48,8 тыс. человек.

За 2011 год более 47 тысячам граждан назначены социальные выплаты (пособие по безработице, стипендии, материальная помощь, досрочная пенсия), из них 40 тысячам граждан назначены пособия по безработице.

Реализация данных программ в 2011 году позволила достигнуть устойчивого снижения следующих показателей, характеризующих контролируемый рынок труда в среднегодовом исчислении:

- численность безработных граждан составила 22,0 тыс. человек против 25,5 тыс. человек, ожидаемых по программам;

- уровень безработицы составил 2,8 % против 3,2 %, ожидаемого по программам.

Доброй традицией стало проведение совместных мероприятий с социальными партнерами.

В целях привлечения широких слоев населения края к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни и потребности в физическом и нравственном совершенствовании граждан, сохранения и развития спортивных традиций в трудовых коллективах Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов совместно с правительством края, Союзом работодателей и краевым физкультурно-спортивным клубом профсоюзов «Спартак» традиционно 19-й год подряд проводится летний физкультурно-спортивный фестиваль «Азарт. Здоровье. Отдых». И уже становится традицией проведение зимнего фестиваля «Азарт. Здоровье. Отдых».

Ведётся совместная работа с министерством образования и науки края по привлечению молодёжи к участию в управлении предприятием, созданию условий для её самореализации. Так, в 2011 году был проведён конкурс на лучшую организацию работы среди молодежных советов на предприятиях края.

Также мы приняли участие в подготовке, организации и работе краевого молодежного форума «Стратегия успеха – взгляд в будущее», проходившем в Хабаровске 6-8 октября 2011 года.

На базе крайпрофобъединения работала площадка для работающей молодежи «Работа. Развитие. Рост», на которой участники форума обсуждали трудовые права современной работающей молодежи, проблемы и пути их решения, а также проводили презентации советов работающей молодежи на предприятиях.

Важную роль в повышении эффективности в разрешении социально-трудовых проблем в Хабаровском крае играет взаимодействие между Законодательной Думой Хабаровского края и Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов в сфере правотворческой деятельности.

В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве представители крайпрофобъединения принимают участие в заседаниях Законодательной Думы Хабаровского края, ее профильных комитетов при рассмотрении проектов законов Хабаровского края, предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы.

Проведена значительная работа по защите интересов жителей края в сфере ЖКХ через участие в работе временной комиссии по мониторингу роста стоимости услуг в сфере ЖКХ, созданной Законодательной Думой Хабаровского края.

В состав этой комиссии на правах членства вошла главный специалист отдела правовой и социальной защиты аппарата крайпрофобъединения В.С. Степанова.

Подготовлены и внесены в Законодательную Думу Хабаровского края 14 предложений о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ.

В порядке законодательной инициативы Законодательная Дума Хабаровского края представила их в Государственную Думу РФ. Приняты дополнения в Жилищный кодекс РФ, а именно:

- обязанность муниципальных органов контролировать работу управляющих организаций, вплоть до их замены;

- изменен порядок расчета расхода электроэнергии, потребляемой нанимателями и собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, что упрощает гражданам возможность контролировать действия организаций, поставляющих коммунальные услуги;

- расширены полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предоставлением коммунальных услуг независимо от формы собственности организаций, обслуживающих жилищный фонд;

- введен новый вид деятельности в жилищной сфере – государственный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми субъектами жилищных отношений. Статус жилищных инспекций повышается до уровня самостоятельных органов – Государственного жилищного надзора;

- вышеуказанные органы теперь вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом (МКД) недействительным, вести реестр уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению и предпринимательской деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Это нововведение также позволит гражданам более оперативно и действенно получать помощь от органов власти в разрешении проблемных ситуаций;

- установлена обязанность проведения общих собраний многоквартирных домов в очной форме (первоначально) в целях исключения фальсификаций при решении общедомовых проблем;

- перенесен срок обязательной установки контрольно-измерительных приборов для измерения потребления коммунальных услуг;

- законодательно определена роль общественности в отношениях по технической эксплуатации жилых домов. Установлена обязанность для собственников жилья многоквартирных домов, не создавших товарищество собственников жилья, избрать Совет многоквартирных домов и зарегистрировать его в органе местного самоуправления;

- продлен срок действия Федерального закона о содействии в реформировании жилищно-коммунальной сферы, устанавливающего частичное финансирование капитального ремонта жилых домов из бюджетов всех уровней государственной власти и местного самоуправления.

На заседании временной комиссии Законодательной Думы Хабаровского края совместно с Роспотребнадзором рассмотрен вопрос, связанный с проблемами оплаты за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах (ОДН). В результате рассмотрения данного вопроса:

- ликвидирован пакетный способ платежных документов за потребляемую энергию. Установлено ежемесячное направление платежных документов потребителю услуг;

- изменен порядок расчета суммы за потребляемую электроэнергию в местах общего пользования.

В рамках работы временной комиссии:

- рассмотрен вопрос о необходимости разработки и принятия в муниципальных образованиях нормативных правовых актов по порядку установления и замены контрольно-измерительных приборов в многоквартирных жилых домах. В городе Хабаровске такой порядок уже определен;

- обсужден вопрос обоснованности взимания платы ОАО «Хабаровсккрайгаз» за техническое обслуживание газовых счетчиков.

Специалисты отдела правовой и социальной защиты аппарата крайпрофобъединения принимали участие в обсуждении новых Правил предоставления коммунальных услуг, которые приняты Государственной Думой в первом полугодии 2011 года.

Вносились предложения в проект законов Хабаровского края «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», «Об оплате труда работников государственных учреждений Хабаровского края», «О социальном партнерстве в сфере труда», «О внесении изменений в Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях».

После многочисленных обращений в краевой комитет профсоюза руководителей образовательных учреждений, выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, впервые трудоустроенных в образовательные учреждения, по вопросу отказа в региональной выплате единовременного пособия в связи с временным трудоустройством в период обучения, в Министерство образования и науки края неоднократно направлялись предложения о решении данного вопроса через принятие закона Хабаровского края.

В сентябре 2011 года Законодательная Дума Хабаровского края внесла изменения в Закон Хабаровского края от 14.02.2005 № 261 «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений...». Теперь право на выплату пособия получили также и выпускники учреждений, которые «работали на педагогических должностях на основании срочного трудового договора в период обучения».

По нашему обращению в правительство края был также решен вопрос об оплате проезда к месту отдыха и обратно бюджетникам-северянам в муниципальных образованиях.

В июне 2011 года специалисты отдела приняли участие в работе круглого стола, проводимого комитетом по законности и социальной защите населения Законодательной Думы Хабаровского края в обсуждении вопроса «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Уважаемые коллеги!

Одним из важнейших направлений деятельности крайпрофобъединения и его членских организаций является правозащитная работа.

В аппарате крайпрофобъединения, его членских организациях работает 10 правовых инспекторов, а также 38 общественных правовых инспекторов.

За 2011 год осуществлена проверка около 500 работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Наибольшее количество нарушений трудового законодательства отмечается по вопросам оплаты труда, заключения и расторжения трудовых договоров, рабочего времени и времени отдыха, дисциплины труда.

Предъявлено 3122 требования об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, из них 2755 устранено. С участием правовых инспекторов, специалистов профсоюзных органов восстановлено на работе 45 человек, из них 28 – по результатам проверок и 17 человек - в судебном порядке.

Оказана юридическая помощь около 5 тысяч членов профсоюзов, в том числе в оформлении документов в комиссию по трудовым спорам – порядка трех тысяч, исков в суд - 519.

В суде с участием профсоюзных юристов рассмотрено 139 дел, из них 130 исков удовлетворены полностью или частично.

Проведена юридическая экспертиза 153 проектов законов, иных нормативных правовых актов, 1 931 коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта.

Рассмотрены чуть более двух тысяч обращений, жалоб, заявлений, из них 1 983 - с положительным решением.

Принято на личном приеме 9 962 члена профсоюзов, признаны обоснованными и удовлетворены 9 602 обращения.

В результате всех форм правозащитной работы правовых инспекторов и специалистов профсоюзных органов члены профсоюзов дополнительно получили почти 39 млн. рублей.

В рамках этой работы постепенно, хотя и не так динамично, совершенствуется и развивается взаимодействие и сотрудничество с органами государственного контроля и надзора в сфере труда.

В ряде членских организаций такая положительная практика сложилась.

Хабаровская краевая организация профсоюза работников здравоохранения ежегодно проводит проверки соблюдения работодателями трудового законодательства совместно с государственной инспекцией труда в Хабаровском крае. В 2011 году краевая организация профсоюза провела 8 таких совместных проверок.

После проведения комплексной проверки в МУЗ «Центральная районная больница № 1» Николаевского муниципального района Хабаровского края руководителю учреждения выдано представление об устранении выявленных нарушений, однако руководителем меры по устранению нарушений приняты не были, в связи с чем материалы проверки, а также копии представления и справки по проверке направлены в Николаевскую городскую прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

В результате городским прокурором выданы представления главному врачу и должностным лицам администрации района. Возбуждены дела об административных правонарушениях.

В 2011 году крайкомом профсоюза государственных учреждений и общественного обслуживания и Объединенным комитетом профсоюза гражданского персонала штаба, управлений Восточного военного округа и воинских частей Хабаровского гарнизона (председатель В.Т. Сорокин) проводилась интенсивная работа с Военной прокуратурой Восточного военного округа, Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае, судебными органами по вопросам соблюдения правильности распределения, утверждения контрольных сумм фонда заработной платы, начисления и выплаты заработной платы, невыплаты стимулирующих выплат и квартальных премий за 2010 и 2011 годы гражданскому персоналу штаба, управлений Восточного военного округа и воинских частей Хабаровского гарнизона. Нарушения были устранены.

Неплохо налажено взаимодействие профсоюзного комитета ОАО «КнААПО» с прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

В истекшем году по представлению профсоюзного комитета прокуратурой было проведено 3 проверки соблюдения трудового законодательства в объединении, по результатам которых прокурором выдвигались требования об устранении выявленных нарушений закона.

В связи с жалобами работников ОАО «КнААПО» по вопросу соблюдения гарантий и компенсаций во вредных условиях труда и оплаты труда проведена проверка с участием специалистов крайпрофобъединения с Хабаровской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Вынесено предписание по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.

По обращению работников цеха № 21, работающих во вредных условиях труда, об изменении условий трудовых договоров (установление 40-часовой рабочей недели) в прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и Государственную инспекцию труда направлены соответствующие обращения об устранении допущенных нарушений.

В настоящий момент по инициативе Гострудинспекции материалы по данному делу направлены в адрес председателя комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края для проведения государственной экспертизы условий труда.

Тесно сотрудничает с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае краевая организация профсоюза работников жизнеобеспечения в рамках заключенного Соглашения о социальном партнерстве и взаимодействии. Так, в 2011 году проведено 27 совместных с Гострудинспекцией проверок соблюдения работодателями трудового законодательства.

Крайпрофобъединение также осуществляет тесное сотрудничество и взаимодействие с государственными внебюджетными фондами, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом в крае, принимает участие в их работе, что даёт большой положительный эффект, особенно в условиях реформирования системы.

В целях информационной, разъяснительной работы специалистами фондов активно используются наши площадки, мероприятия, аудитория.

Характеризуя социальное партнерство на иных уровнях, следует сказать, что в крае действует еще 37 отраслевых Соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях.

Отраслевые Соглашения, заключенные между отраслевыми краевыми комитетами профсоюзов и министерствами и ведомствами края, а также муниципальными органами управления способствовали улучшению взаимоотношений между представителями профсоюзов и представителями органов исполнительной власти на основе принципов социального партнерства.

С учетом рекомендаций, изложенных в отраслевых Соглашениях, осуществлялся переход на новую систему оплаты труда в бюджетных организациях.

Так, в учреждениях образования приведен в соответствие раздел по регулированию оплаты труда и материальному стимулированию труда работников образования.

Весь спектр рекомендаций Отраслевого тарифного Соглашения работников жизнеобеспечения используется при заключении коллективных договоров в этой отрасли.

В 2011 году продлено действие Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Хабаровской краевой организацией профсоюза строителей и Дальневосточной межрегиональной территориальной организацией Общероссийского профсоюза работников специального строительства России.

Заключено и действует единственное в крае трехстороннее соглашение, заключенное на муниципальном уровне координационным советом организаций профсоюзов – представительством крайпрофобъединения в городе Хабаровске, двухстороннее (профсоюзы – власть) – в г. Комсомольске-на-Амуре.

В стадии переговоров находится вопрос о заключении двухстороннего соглашения в Николаевском муниципальном районе. Заключены и действуют соглашения о сотрудничестве между координационными советами и представительными органами муниципальных образований в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре.

Самой действенной формой социального партнерства является коллективный договор.

По состоянию на 1 января 2012 года в крае действует 1330 коллективных договоров, что составляет 91,8% от общего числа организаций, входящих в состав крайпрофобъединения. Коллективные договоры заключены на всех предприятиях, входящих в отраслевые профсоюзы машиностроения, связи, судостроения, химических отраслей, оборонных предприятий и горно-металлургической отрасли.

Действующими коллективными договорами охвачено более 100 тысяч членов профсоюза.

В 2011 году имели место три случая разрешения коллективных трудовых споров.

Так, работниками ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания» были выдвинуты требования работодателю об увеличении заработной платы на 30%.

При разрешении данного коллективного трудового спора в стадии его рассмотрения примирительной комиссией в результате коллективно-переговорного процесса спор был урегулирован в пользу работников и завершился повышением заработной платы.

Активное и непосредственное участие в разрешении данного коллективного трудового спора приняла краевая организация Общественного объединения «Всероссийский «Электропрофсоюз».

Другой коллективный трудовой спор возник в филиале «Хабаровские электрические сети» ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в связи с тем, что размеры должностных окладов (тарифных ставок) в данном филиале были установлены в меньших размерах по сравнению с другими филиалами.

Коллективный трудовой спор по установлению в филиале «Хабаровские электрические сети» системы оплаты труда такой же, как и в других филиалах ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», прошел стадии разрешения спора примирительной комиссией и с участием посредника, но не был разрешен на этих стадиях.

В разрешении данного коллективного трудового спора в качестве эксперта принимал участие заместитель председателя крайпрофобъединения Д.В. Акимов и в качестве посредника - главный правовой инспектор труда крайпрофобъединения М.Б. Хармач.

Данный коллективный трудовой спор так и не был завершен из-за того, что, несмотря на требования представителей работников (первичная профсоюзная организация), трудовой арбитраж для разрешения спора так и не был сформирован.

Однако при заключении нового коллективного договора во всех филиалах ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» были установлены единые размеры окладов (тарифных ставок).

При заключении коллективного договора возникли неурегулированные разногласия между работниками ОАО «Амурметалл» и работодателем по поводу порядка проведения индексации заработной платы.

Не достигнув согласия на стадии рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии, стороны приняли решение о создании трудового арбитража из представителей спорящих сторон и комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края.

В состав трудового арбитража от работников вошел правовой инспектор труда краевой организации Горно-металлургического профсоюза России А.В. Ременников.

Решением трудового арбитража спор был урегулирован в пользу работников.

Вместе с тем, в нашей работе имеется ряд проблем и задач, требующих решения.

Оценивая взаимодействие профсоюзов с органами власти и работодателями, мы, в первую очередь, обращали внимание на показатели оплаты труда.

В истекшем году заработная плата росла во всех видах экономической деятельности края.

Средняя заработная плата в крае за 2011 год составила 26,7 тысяч рублей, что на 114,5% выше в сравнении с 2010 годом.

Профсоюзы края оценивают этот рост как позитивный, но недостаточный – в первую очередь, из-за стартового низкого уровня оплаты труда, сформированного ещё в 90-е годы прошлого столетия.

Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности остаётся значительной. Среднемесячная зарплата в финансовом секторе экономики и топливно-энергетическом комплексе превышает среднемесячную заработную плату в целом по краю в два и более раз. А уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, обрабатывающих отраслях практически в два раза ниже, чем в целом по экономике.

При этом средние показатели заработной платы учитывают и оплату труда топ-менеджеров, которая растёт гораздо более значительными темпами, чем заработная плата рабочих и специалистов.

Тревожный факт, что 28,2 тысяч человек, или 28,6% от всех фактически занятых ставок в отраслях социальной сферы края, получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения края (9701 рубль за 4 квартал 2011 года).

Текущей и перспективной задачей профсоюзов края является установление минимальной заработной платы в крае в процентном соотношении с прожиточным минимумом трудоспособного населения края, а также разработки нормативно-правового акта, определяющего единые подходы к установлению заработной платы работникам краевых и муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, включая механизм и порядок её индексации, а также преодоление накопленных дисбалансов в сфере оплаты труда и политики сдерживания заработной платы.

В области охраны труда на территории края остаются нерешенными следующие проблемы:

- отсутствие у комитета по труду и занятости населения правительства края лаборатории, необходимой при проведении государственной экспертизы условий труда;

- отсутствие у жителей отдаленных районов края возможности проходить профосмотры, в связи с отсутствием соответствующих лицензий на это в учреждениях здравоохранения;

- отсутствие финансирования санаторно-курортного лечения работающих;

- практически не работает «промышленная» медицина;

- слабо происходит модернизация производства и внедрение безопасного оборудования

и другие, решения которых должно добиваться крайпрофобъединение.

В работе по организации отдыха и оздоровления детей имеется также ряд нерешённых вопросов, для решения которых также необходимо:

1. Организовать проведение обязательных бесплатных медицинских осмотров персонала учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков перед заключением с ними трудовых договоров;

2. Обеспечить финансирование льготного проезда организованных групп детей и подростков к месту отдыха и обратно из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

3. Проводить финансирование мероприятий по обеспечению правопорядка в детских загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления за счёт средств краевого бюджета.

4. Предложить муниципальным образованиям Хабаровского края при разработке муниципальных программ развития системы оздоровления и отдыха детей на 2012 – 2015 годы предусматривать дотации на приобретение путёвок в любые загородные стационарные детские оздоровительные лагеря Российской Федерации для всех жителей соответствующего муниципального образования и принять порядок предоставления указанных дотаций, аналогичный порядку, принятому министерством образования и науки Хабаровского края;

5. Предусмотреть в порядке обеспечения санаторно-курортного лечения детей возможность оформления путевок через представителя организации, где работает один из родителей.

На контроле крайпрофобъединения остаются предложения, поданные в Народную программу, реализация которых обеспечит прорыв в регулировании социально-трудовых отношений.

Следует отметить снижение динамики сотрудничества и взаимодействия крайпрофобъединения и его членских организаций с органами государственного контроля и надзора в сфере труда.

Снижению взаимодействия с органами государственного контроля и надзора в истекшем году способствовали как объективные, так и субъективные причины.

Объективной причиной, влияющей на интенсивность взаимодействия с органами государственного контроля и надзора в сфере труда, является затруднительность, а порой, просто невозможность предварительного планирования проведения совместных проверок.

Вместе с тем, крайпрофобъединение, его членские организации используют не все возможные формы и методы для эффективности совершенствования и развития взаимодействия с органами прокуратуры и Гострудинспекции.

Так, материалы проверок, проведенных профсоюзными правовыми инспекторами труда с выявленными нарушениями трудового законодательства, зачастую не направляются вовсе или направляются с существенной задержкой, что делает невозможным для органов прокуратуры принятие мер прокурорского реагирования, а для Гострудинспекции возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении работодателей или виновных должностных лиц в связи с истечением предусмотренных законом сроков для принятия указанных мер.

Задачей крайпрофобъединения на 2012 год и последующий период является укрепление и дальнейшее развитие опробованных форм взаимодействия с органами государственной власти Хабаровского края, внедрение новых форм и методов взаимодействия с органами государственного контроля и надзора в сфере труда.

Всех проблем, возникающих в процессе регулирования социально-трудовых отношений охватить невозможно, но в заключение хотел бы всё-таки остановиться на решении тех проблем и задач, которые будут способствовать улучшению работы системы социального партнерства:

В первую очередь необходимо проводить работу:

- по формированию в муниципальных образованиях Хабаровского края легитимной стороны работодателей, полномочной вести переговоры по заключению муниципального трехстороннего соглашения, а также полноценно участвовать в процессе регулирования социально-трудовых отношений на территории соответствующего муниципального образования;

- и по увеличению количества соглашений, заключаемых на различных уровнях социального партнерства (краевой отраслевой, муниципальный межотраслевой, муниципальный отраслевой).

Разработать действенный механизм практической реализации в крае ст. 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивающий полноценное участие сторон в процессе разработки и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. В частности, предусмотреть обязательное создание рабочих групп (комиссий) из полномочных представителей сторон соответствующих трехсторонних комиссий для выработки согласованных проектов вышеуказанных актов.

Обеспечить безусловное выполнение положений Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и правительством Хабаровского края на 2011-2013 годы. Установить в Хабаровском крае порядок присоединения к соглашениям работодателей, не участвовавших в их заключении, аналогичный порядку, действующему в отношении федеральных отраслевых соглашений.

Максимально упростить процедуру проведения коллективных трудовых споров, в особенности забастовок.

Существенно ужесточить санкции к работодателям за уклонение от участия в переговорах по заключению коллективных договоров, необоснованный отказ от заключения коллективных договоров и другие нарушения в области коллективно-договорных отношений.

Распространять действие коллективного договора только на работников, уполномочивших соответствующих представителей на его заключение. Установить, что порядок и условия уполномочивания определяются работниками самостоятельно.

С целью создания необходимых условий для развития общественных организаций, обеспечения равных возможностей для их участия в гражданских процессуальных отношениях, эффективной защиты прав, свобод и законных интересов граждан необходимо внести в действующее законодательство изменения и, в частности, предусмотреть в ГПК РФ возможность для профсоюзов обращаться в суды с заявлениями в защиту прав и законных интересов отдельных граждан (группы граждан, неопределенного круга лиц).

Необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность для общественных организаций, подающих иски по предмету своего ведения в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, возмещения издержек, связанных с рассмотрением дела.

Восстановить в структуре Правительства РФ самостоятельное Министерство труда.

Нам необходимо учесть меняющуюся ситуацию в политической жизни страны, экономические преобразования. В полной мере использовать предвыборную программу Президента России, а именно:

- повышение активности рабочих в управлении предприятием;

- формирование рабочей аристократии;

- организация социальных лифтов внутри профессий;

- создание новых качественных рабочих мест в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, современных структурах по оказанию транспортных, интеллектуальных услуг;

- повышение ответственности чиновников за несоблюдение стандартов оказания услуг населению и др.

Убежден, что указанные изменения, будут способствовать наиболее полной реализации конституционных прав граждан на защиту своих прав и свобод в гражданско-процессуальных отношениях и увеличат роль и значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и эффективность системы социального партнерства в целом. 


Гордость края - люди труда! 2017 - Год профсоюзной информации Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Уссури" - акции для членов профсоюза! Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20% Профсоюзное телевидение
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.