Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Пенсионная реформа и система оценки условий труда: за и против

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Пенсионная реформа и система оценки условий труда: за и против Особенности новой пенсионной реформы и новаций, связанных с оценкой условий труда, обсудили представители профсоюзов, Пенсионного фонда и правительства края. Профсоюзы выразили несогласие с отдельными нововведениями.

23 сентября Хабаровское крайпрофобъединение, региональное отделение Пенсионного фонда РФ и Комитет по труду и занятости населения правительства Хабаровского края провели совместный семинар-совещание.

Рассматривая Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и законопроект "О специальной оценке условий труда", стороны пришли к мнению о необходимости вести разъяснительную работу в трудовых коллективах.

В семинаре-совещании приняли участие председатели комитетов отраслевых профсоюзов, руководители и специалисты аппарата Хабаровского крайпрофобъединения.

О совершенствовании системы формирования пенсионных прав рассказала начальник управления организации назначения и выплаты пенсии отделения ПФР по Хабаровскому краю Ирина Глазырина. В своем выступлении она разъяснила основные цели, задачи и направления пенсионного реформирования, подробнее остановилась на реформировании института накопительной составляющей пенсии и досрочного пенсионного обеспечения.

Институт досрочных пенсий является сегодня одной из самых острых проблем действующей пенсионной системы.

Как отметила И. Глазырина, 60 % пенсий в Хабаровском крае назначается досрочно. Работники, занятые во вредных или опасных условиях труда, с учетом северного стажа выходят на пенсию на 15 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста. При этом средства на выплату их пенсий берутся из одного источника, предусмотренного для всех пенсионеров.

Новая же модель пенсионной стратегии предлагает установить для работодателей, имеющих рабочие места с особыми и вредными условиями труда, дополнительные тарифы страховых взносов. В 2013 году это 4% по «первому» списку (опасные производства) и 2 % - по «второму» списку (просто вредные производства), в 2014 году - 6 и 4%, в 2015 году - 9 и 6% соответственно.

В этой связи встает вопрос о проведении реальной оценки условий труда работников. В Госдуму РФ внесен законопроект, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ "О специальной оценке условий труда", а также поправки к законодательству, связанные с ним, предполагающие отмену государственной экспертизы условий труда и создание единой системы оценки рабочих мест, результаты которой будут использоваться для определения размера отчислений в ПФР. Производства предлагается классифицировать по четырем типам опасности — каждому будет соответствовать свой размер тарифа дополнительного страхового взноса.

Подробнее о законопроекте рассказала заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края Наталья Мартыненко.

При дальнейшем обсуждении выяснилось, что предлагаемые нововведения и в пенсионной системе, и в системе оценки условий труда имеют под собой немало подводных камней.

Это стало ясно из многочисленных вопросов аудитории, на часть которых ответила заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю Мария Закатова.

Итог двухчасовой дискуссии подвёл заместитель председателя Хабаровского крайпрофобъединения Денис Акимов, который обозначил позицию профсоюзов по обеим темам.

- Сегодняшняя реформа по существу ведет к снижению пенсионных прав граждан. Не решается главный вопрос – зависимость заработной платы и пенсии, - отметил он.

Мы также выступаем против основных положений законопроекта «О специальной оценке условий труда» и связанных с ним поправок в законодательство, считая недопустимым отмену государственной экспертизы условий труда.

Своё мнение по этому поводу представители крайпрофобъединения уже озвучили в краевых СМИ. Задача профсоюзов - работать на местах и добиваться того, чтобы на предприятиях не происходило снижение социальных гарантий трудящихся.

- В государстве должна быть стабильность, и те льготы, которые даются, должны быть реальны, проработаны и обеспечены финансово, чтобы при введении реформ не пострадал ни один работник, - подытожил Денис Акимов.

Позицию Хабаровского крайпрофобъединения в связи с проблемами, возникающими с пенсионным обеспечением работников "вредных" профессий и особенностями оценки условий их труда и рабочих мест выразил главный технический инспектор труда Хабаровского крайпрофобъединения Сергей Тюкавкин:

- Государство в очередной раз решило «позаботиться» о работниках, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. Правительством РФ 25 декабря 2012 года была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. Декларированной целью Стратегии является «определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы» адекватной современному экономическому развитию страны и соответствующей международным стандартами.

Существующая в настоящее время система предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда не совсем соответствует сегодняшним реалиям и пересматривать её безусловно надо - появились новые профессии, а другие, поименованные в различных списках перестали быть вредными. Однако действия правительства в этом направлении вызывают определённые вопросы, как например с пресловутым постановлением № 870, внесшим полный сумбур и неразбериху в систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

На сегодняшний день в правительство внесён пакет документов по преобразованию системы предоставления компенсаций и льгот за работу во вредных и опасных условиях труда.

Предполагается, что все компенсации и льготы будут предоставляться по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда – это почти та же самая аттестация рабочих мест по условиям труда но в усечённом виде с той лишь разницей, что аттестацией предполагалось охватить 100 % рабочих мест и замерить все опасные и вредные производственные факторы. А специальная оценка проводится лишь там, где заняты работники, наименования профессий которых внесены в списки на сокращённый рабочий день и дополнительный отпуск, списки на льготную пенсию и другие, и те рабочие места, которые по результатам проведённой ранее аттестации были признаны вредными. На остальных рабочих местах проводится идентификация этих факторов, то есть практически, визуальная их оценка.

А самое главное, аттестация рабочих мест по условиям труда никак не влияла на предоставление льготных пенсий и отчислений за работников вредных профессий в пенсионный фонд России. Сейчас же работодателю установлены повышенные тарифы на отчисления в ПФР, но только за работников, поименованных в Списках 1 и 2 на льготную пенсию.

В будущем после принятии поправок в пенсионное законодательство работодатель, если у него по результатам специальной оценки рабочие места будут признаны как вредные или опасные, станет платить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования налог по повышенным тарифам.

Правда, законодатель даёт работодателю лазейку - как не платить в Пенсионный фонд РФ. Для этого ему надо создать у себя систему негосударственного пенсионного обеспечения с применением схем коллективного страхования, то есть создать у себя негосударственный пенсионный фонд или заключить договор с другим таким фондом на перечисление работодателем туда пенсионных взносов в пользу работников вредных профессий. В этом случае работодатель не будет платить в Пенсионный фонд повышенный тариф.

Таким образом, государство снимает с себя ответственность за пенсионное обеспечение работников "вредных" профессий. Правда, в законопроектах установлено право ПФР на контроль за перечислениями в негосударственные пенсионные фонды, но в то же время, если сегодня Пенсионный фонд не может справиться со своими должниками, то что будет с негосударственными фондами?

Возникает также много вопросов и на начальной стадии определения так называемых вредных профессий.

На протяжении последних двадцати лет Министерство труда, Минздравсоцразвития и опять Минтруд несколько раз выстраивали и разрушали систему определения вредных производственных факторов и предоставления компенсаций работникам. В последнее время что-то вроде получилось: и государство взяло на себя контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест, и внесли в Трудовой кодекс РФ статью о государственной экспертизе условий труда. И в настоящее время эта система даёт положительные результаты: теперь организации, чтобы проверить правильность проведения аттестации, направляют результаты её проведения в отдел государственной экспертизы условий труда комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края. За год этот орган делает порядка тысячи экспертиз результатов аттестации, выявляет нарушения и даёт рекомендации по их устранению.

В то же время, при принятии вышеупомянутых поправок в трудовое законодательство и, в частности, решения об отмене приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», а также в проекте федерального закона «О специальной оценке труда» не говорится ни слова о государственной экспертизе. Кроме того, из Трудового кодекса Российской Федерации предлагается убрать статью 216.1 «Государственная экспертиза условий труда».

Закономерен вопрос – кто же тогда будет проверять качество проведения специальной оценки условий труда?

Рассмотрим сценарий действия в будущем. Предположим, работодателя «прижимают» требованием о проведении специальной оценки условий труда, грозя повышенными тарифами по пенсионному и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. И тогда он договариваться с аккредитованной организацией по проведению у него специальной оценки, но уже с нужными ему результатами. В итоге - работники остаются без компенсаций и льгот, да ещё в неблагоприятных условиях труда. Конечно, можно задать вопрос: «А что же профсоюзы?»

Да, в тех организациях, где есть крупные и сильные профсоюзные организации, там они будут добиваться качественных и достоверных результатов специальной оценки. Там же, где профсоюзные организации малочисленны, и тем более там, где их нет, работники будут не защищены.

Поэтому Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов считает недопустимым отмену государственной экспертизы условий труда и внесение поправок в предлагаемые законопроекты. Более того, необходимо экспертизу результатов специальной оценки условий труда сделать обязательной.

Пресс-служба Хабаровского крайпрофобъединения.
23.09.2013 г.

Возврат к списку


Гордость края - люди труда! 2017 - Год профсоюзной информации Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Уссури" - акции для членов профсоюза! Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20% Профсоюзное телевидение
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.