Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Оценка профсоюзов - "неуд"

Экспертиза

Оценка профсоюзов - "неуд"

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» группа экспертов Федерации независимых профсоюзов России приступила к подготовке замечаний по данному законопроекту. Профсоюзы проводят взаимные консультации с органами власти и активно обсуждают его положения.

Особое внимание при экспертизе законопроекта профсоюзные эксперты уделяют вопросам, затрагивающим право работника на досрочное назначение пенсий по результатам специальной оценки условий труда.

В перечень «черных дыр» проекта закона, по мнению профсоюзов, вошли следующие проблемы, которые требуют законодательного урегулирования:

- информирование работника об объеме и сумме уплачиваемых за него взносов на страхование по досрочным пенсиям;

- договор по пенсионному обеспечению досрочника: необходимость разработки приложения к коллективному договору со списком застрахованных с указанием профессий, необходимо также оговорить специально в Трудовом кодексе РФ возможность данного вида страхования и его условия;

- пенсионная программа: будет ли она приложением к коллективному договору;

- положение трудового договора о присоединении и заключении отдельного соглашения по досрочному пенсионному обеспечению и право выбора страховщика;

- порядок оформления права на досрочную пенсию по результатам специальной оценки условий труда и перечень особых рабочих мест, в т.ч. как приложение к коллективному договору;

- условия капитализации средств застрахованного и их доходность;

- порядок обеспечения досрочными пенсиями: расчет, назначение и выплата;

- нормы обеспечения, вытекающие из порядка расчета (коэффициент замещения);

- тариф отчислений в коридоре не ниже 2 % и не выше 4 %: предполагает ли он назначение индивидуальных (коллективного) тарифов на основе актуарных расчетов;

- позиция о личном участии работника в формировании средств систем досрочного пенсионного обеспечения и необходимость записи о нем в коллективном договоре;

- страхование на случай банкротства предприятия (страховщика) и что делать, если срок выплаты пришелся на трехмесячный срок;

- порядок освобождения работодателя от уплаты взносов при отсутствии особых рабочих мест: кто принимает решение и роль коллективного договора, тарифного соглашения.

Позицию Хабаровского крайпрофобъединения в связи с проблемами, возникающими с пенсионным обеспечением работников «вредных» профессий и особенностями оценки условий их труда и рабочих мест, выразил главный технический инспектор труда Хабаровского крайпрофобъединения Сергей Тюкавкин:

- Государство в очередной раз решило «позаботиться» о работниках, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. Правительством РФ 25 декабря 2012 года была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. Декларированной целью Стратегии является «определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы», адекватной современному экономическому развитию страны и соответствующей международным стандартами.
Существующая в настоящее время система предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда не совсем соответствует сегодняшним реалиям и пересматривать её безусловно надо: появились новые профессии, а другие, поименованные в различных списках, перестали быть вредными. Однако действия правительства в этом направлении вызывают определённые вопросы, как, например, с пресловутым постановлением № 870, внесшим полный сумбур и неразбериху в систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

На сегодняшний день в правительство внесён пакет документов по преобразованию системы предоставления компенсаций и льгот за работу во вредных и опасных условиях труда.

Предполагается, что все компенсации и льготы будут предоставляться по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда - это почти та же самая аттестация рабочих мест по условиям труда, но в усечённом виде с той лишь разницей, что аттестацией предполагалось охватить 100 % рабочих мест и замерить все опасные и вредные производственные факторы. А специальная оценка проводится лишь там, где заняты работники, наименования профессий которых внесены в списки на сокращённый рабочий день и дополнительный отпуск, списки на льготную пенсию и другие, и те рабочие места, которые по результатам проведённой ранее аттестации были признаны вредными. На остальных рабочих местах проводится идентификация этих факторов, то есть практически визуальная их оценка.

А самое главное - аттестация рабочих мест по условиям труда никак не влияла на предоставление льготных пенсий и отчислений за работников вредных профессий в Пенсионный фонд России. Сейчас же работодателю установлены повышенные тарифы на отчисления в ПФР, но только за работников, поименованных в Списках 1 и 2 на льготную пенсию.

В будущем после принятии поправок в пенсионное законодательство работодатель, если у него по результатам специальной оценки рабочие места будут признаны как вредные или опасные, станет платить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования налог по повышенным тарифам.

Правда, законодатель даёт работодателю лазейку, как не платить в Пенсионный фонд РФ. Для этого ему надо создать у себя систему негосударственного пенсионного обеспечения с применением схем коллективного страхования, то есть создать у себя негосударственный пенсионный фонд или заключить договор с другим таким фондом на перечисление работодателем туда пенсионных взносов в пользу работников вредных профессий. В этом случае работодатель не будет платить в Пенсионный фонд повышенный тариф.
Таким образом, государство снимает с себя ответственность за пенсионное обеспечение работников «вредных» профессий. Правда, в законопроектах установлено право ПФР на контроль за перечислениями в негосударственные пенсионные фонды, но в то же время если сегодня Пенсионный фонд не может справиться со своими должниками, то что будет с негосударственными фондами?

Возникает также много вопросов и на начальной стадии определения так называемых вредных профессий.

На протяжении последних двадцати лет Министерство труда, Минздравсоцразвития и опять Минтруд несколько раз выстраивали и разрушали систему определения вредных производственных факторов и предоставления компенсаций работникам. В последнее время что-то вроде получилось: и государство взяло на себя контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест, и внесли в Трудовой кодекс РФ статью о государственной экспертизе условий труда. И в настоящее время эта система даёт положительные результаты: теперь организации, чтобы проверить правильность проведения аттестации, направляют результаты её проведения в отдел государственной экспертизы условий труда комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края. За год этот орган делает порядка тысячи экспертиз результатов аттестации, выявляет нарушения и даёт рекомендации по их устранению.

В то же время при принятии вышеупомянутых поправок в трудовое законодательство и, в частности, решения об отмене приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», а также в проекте федерального закона «О специальной оценке труда» не говорится ни слова о государственной экспертизе. Кроме того, из Трудового кодекса Российской Федерации предлагается убрать статью 216.1 «Государственная экспертиза условий труда».
Закономерен вопрос, кто же тогда будет проверять качество проведения специальной оценки условий труда?

Рассмотрим сценарий действия в будущем. Предположим, работодателя «прижимают» требованием о проведении специальной оценки условий труда, грозя повышенными тарифами по пенсионному и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. И тогда он вынужден договариваться с аккредитованной организацией по проведению у него специальной оценки, но уже с нужными ему результатами. В итоге - работники остаются без компенсаций и льгот, да ещё в неблагоприятных условиях труда. Конечно, можно задать вопрос: «А что же профсоюзы?»

Да, в тех организациях, где есть крупные и сильные профсоюзные организации, они будут добиваться качественных и достоверных результатов специальной оценки. Там же, где профсоюзные организации малочисленны, и тем более там, где их нет, работники не будут защищены.
Поэтому Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов считает недопустимым отмену государственной экспертизы условий труда и внесение поправок в предлагаемые законопроекты. Более того, необходимо экспертизу результатов специальной оценки условий труда сделать обязательной.

Пресс-служба Хабаровского крайпрофобъединения.

Гордость края - люди труда! 2017 - Год профсоюзной информации Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Уссури" - акции для членов профсоюза! Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20% Профсоюзное телевидение
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.