Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Пенсионная реформа: российская история и зарубежный опыт

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Пенсионная реформа: российская история и зарубежный опыт

Нас ждет очередная реформа пенсионной системы. Причем, весьма стремительная. Если предыдущая реформа готовилась около семи лет, то нынешнюю изначально планировали провести «блицкригом», за пару месяцев. Однако, затем решили все-таки обсудить реформу с общественностью. О том, какие изменения уже претерпевала российская пенсионная система, о последствиях этих изменений и аналогичном опыте других стран читайте ниже.

Обнаружив очередную дыру в бюджете пенсионного фонда, было решено не затыкать эту дыру, а изменить саму систему. Очевидно, что пенсионный фонд так и не стал самодостаточным предприятием, и постоянно нуждается в финансовых вливаниях со стороны государства. В конце июля министр труда Максим Топилин заявил СМИ о том, что 15 сентября его ведомство внесет в правительство проект стратегии развития пенсионной системы. Министерство рассматривает вариант преобразования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы в добровольную. Вообще-то российской общественности не привыкать к реформированию по типу «шаг вперед - шаг назад». На нашей памяти то вводили единый социальный налог, то возвращали взносы в фонды. То снижали отчисления, то снова увеличивали, то снова снижали. Каждый раз авторы инициатив, как бухгалтер из известного анекдота, ссылаются на ошибки предыдущего руководства, и обещают, что сейчас все наладится. Результат, к сожалению, всегда одинаков – бюджетная дыра.

Впрочем, на этот раз общественность не поверила, что свежесозданное министерство труда сможет за пару месяцев на коленке набросать план спасения пенсионной системы от долголетней бюджетной несостоятельности. Общественность возмутилась. С общественностью решили все-таки посоветоваться, и даже создали рабочую группу, в которую входят в том числе и профсоюзы. Сейчас наиболее ожесточенные баталии разворачиваются в отношении трех основных моментов грядущей пенсионной реформы:

1) должны ли самозанятые платить пенсионные взносы «как все»;

2) кто должен платить за выход на досрочные пенсии;

3) нужно ли вернуться к распределительному принципу пенсионного страхования.

Последний вопрос наиболее принципиален. И вызывает законное неудоумение: десять лет назад государство нам объявило, что распределительный принцип невыгоден. Как так получилось, то теперь он стал выгоден?

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Изначально в России еще со времен Советского Союза функционировала распределительная пенсионная система. Она давала высокий коэффициент замещения утерянной заработной платы – до 70%. Это способствовали и экономическая ситуация, и благоприятные демографические показатели: на одного пенсионера приходилось 10 граждан трудоспособного возраста. В начале 90-х годов и экономические и демографические показатели ухудшились. Уже к середине 90-х было принято решение о реформировании пенсионной системы. В 1995 году пенсионный фонд России начал вводить персонифицированный учет пенсионных взносов. Впрочем, нельзя сказать, что учет этот введен полностью - не далее как пару-тройку лет (во времена существования ЕСН) назад выяснялось, что далеко не все предприятия предоставляют сведения персонифицированного учета в ПФР.

Первая попытка реформировать пенсионную систему была предпринята в 1995 году – была принята концепция пенсионной реформы. В 1998 году было принято постановление правительства «О программе пенсионной реформы». Основные положения концепции и программы реализованы не были. Новая распределительно-накопительная система начала действовать в 2002 году. Пенсия тала «состоять» из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

С 2002 по 2004 год размер ЕСН составлял 35,6% от фонда оплаты труда. На формирование пенсий направлялось 28%. Из них 14% шло на формирование базовой части трудовой пенсии . Для мужчин до 1952 г рождения и женщин до 1956 г рождения оставшиеся 14% шли на формирование страховой части пенсии.. Мужчинам и женщинам, рожденным после 1967 года на формирование страховой части трудовой пенсии направялось 11%, на формирование накопительной части 3%. Для остальных накопительная часть составляла 2%. Предполагалось, что именно при помощи накопительной части пенсия будет зависеть от заработной платы.

Шли годы, размер взносов и правила выплат и отчислений менялись. С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Вместо базовой части трудовой пенсии введен т.н. «фиксированный базовый размер трудовой пенсии» - как составная часть страховой части (с 1 апреля 2012 года он составляет 3278 рублей 59 копеек в месяц). Взносы же сейчас производятся так:

- для лиц 1967 года рождения и моложе: 16% от заработной платы идет на страховую часть трудовой пенсии; 6% - на накопительную часть трудовой пенсии (в сумме – 22% от заработной платы);

- для лиц 1966 года рождения и старше: накопительной части нет; все страховые взносы в полном объеме (те же 22%) поступают на страховую часть трудовой пенсии.

Те же граждане, которые в силу изменившихся правил отчисляли 2% в накопительную часть пенсии всего пару лет ( с 2002 по 2004 год), а затем были исключены из пенсионной реформы, с середины этого года получили право забрать свои отчисления. За два месяца действия закона таких «набралось» 615 тыс. они могут выбрать: получить средства сразу, получать их равными долями в течение конкретного срока ( как прибавка к пенсии на выбранный срок) или получать всю жизнь в виде добавки к пенсии. По заявлениям ПФР, средний размер единовременной выплаты составляет 8 тысяч рублей, срочной выплаты – 700 рублей, ежемесячной выплаты – 500 рублей. 99% россиян выбрали хоть и маленькие деньги, но сейчас и немедленно, а не прибавку к пенсии. Подтвердив тем самым, что россияне не готовы к добровольным пенсиям.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Рассмотрим же, какие последствия влечет за собой выбор той или иной модели пенсионной системы на примере других стран.

Франция

Пенсионная система Франции носит распределительный характер. Изначально предполагалось, что система будет носить максимально высокий уровень социальной обеспеченности. К примеру, сейчас минимальная пенсия во Франции ровна 6000 тысячам евро в год. Однако со временем пенсионная система перестала выдерживать нагрузки.

С 2008 года для получения полной пенсии с 60 лет требуется стад в 41 год. Если стажа не хватает, размер пенсии уменьшается на 1,25% за каждый квартал стажа, недостающего до 65 лет (но не более 25%). В 65 лет пенсию можно получить с любым стажем. На пенсию можно выходить раньше, в 54 года, если работать человек начал в 14 лет. Если француз продолжает работать после 65 лет, то его пенсия повышается на 3% за каждый год работы ( но не более 15%). Пенсия индексируется в соответствии с ростом цен. Более того, вдовы и вдовцы пенсионеров в большинстве случаев имеет право унаследовать 50-60% пенсии супруга. У женщин в трудовом стаже по-прежнему будут учитываться декрет и отпуск по уходу за ребенком

В прошлом году во Франции прошла реформа социального законодательства. По инициативе бывшего президента Николя Саркози минимальный пенсионный возраст был увеличен с 60 до 62 лет. Это решение вызвало общенациональные забастовки. В итоге в этом году новый президент Олланд вернул «дореформенные» пенсионные принципы.

Чили

В Чили распределительная пенсионная система существовала до 1980 года. Пенсионный возраст наступает у мужчин в 65 лет, у женщин в 60 лет. На пенсию можно выйти раньше или позже положенного возраста, соответственно потеряв или выиграв в размере пенсии. С 1980 года была введена накопительная пенсионная система ( обе системы существуют одновременно).Выглядело это так: на накопительный счет направляется 10% от заработной платы, еще 2,3% направляются на административные расходы ( комиссионные страховщиков). На индивидуальный счет можно направлять и дополнительные средства. В случае смерти до наступления пенсии, средства с индивидуального пенсионного счета наследуются.

Двадцать лет отчислений достаточно для получения минимальной пенсии (примерно 140 долларов). Если средств на индивидуальном счете не хватало, то государство доплачивало до минимальной пенсии. Однако такая пенсионная система рассчитана лишь на трудящихся с постоянными доходами, в итоге накопительная пенсионная система охватывала лишь половину работающего населения. Остальные граждане могли рассчитывать лишь на «вспомогательную» пенсию. Несмотря на то, что чилийские пенсионные фонды смогли аккумулировать средства в размере 65% ВВП страны, обещанный коээфициент замещения в 70% от утерянного заработка достигнут не был. Мужчины получали в среднем 39% от утерянного заработка, женщины – 14%. Средняя накопительная пенсия мало отличалась от гарантированных социальных пособий, при этом, из-за того, что накопительной пенсионной системой была охвачена лишь половина населения, на социальные пенсии приходилось направлять серьезные средства.

1 июля 2008 года в Чили наряду с накопительной пенсией вводится система государственных солидарных пенсий. Солидарная пенсионная система включает солидарные базовые пенсии по возрасту и инвалидности и солидарные надбавки к пенсиям, получаемым в системе индивидуального накопления, если размер этих пенсий оказался ниже установленного предела. Солидарные пенсии предоставляются лицам, не имеющим права на какую-либо другую пенсию, в том числе накопительную.

Что касается системы индивидуального накопления, то предусмотрен ряд мер по ее совершенствованию. В частности, упразднены фиксированные комиссионные страховщиков, которые к 2008 году достигали 4 - 7% от общих доходов и существенно удорожали стоимость системы для участников.

Норвегия

Пенсионная система введена в Норвегии с 1967 года. Сама пенсионная выплата состоит из базовой пенсии, дополнительной пенсии и специальных дополнений к пенсии. Пенсионный возраст в Норвегии – 67 лет и для женщин, и для мужчин. Если очень хочется или очень нужно, можно остаться на работе до 70-ти. И пока что можно, начиная с 62 лет, уйти на пенсию по специальному договору с работодателем. Этот вид пенсии на­зывается AFP, Avtalefestet pensjon.

Для получения базовой пенсии достаточно отработать три года, для получения полной пенсии – 40 лет. Если ваша зарплата была больше МРОТ, то пропорционально и увеличивается и последующая пенсия. Если стаж меньше положенного, то пенсия пропорционально уменьшается.

Пенсия формируется как за счет средств работников (7,8% от зарплаты), так и за счет работодателей (14,1%), а так же дотируется государством. Пенсионный фонд с 2006 года объединен с нефтяным фондом Норвегии ( для финансирования расходов на формирование пенсий за счет дохода от инвестирования).

Финляндия

Начиная с 2005 года, возраст выхода на пенсию в Финляндии составляет 63-68 лет. Средняя финская пенсия в прошлом году была 1415 евро. Пенсия состоит из базовой национальной пенсии и пенсии, зависящей от заработной платы. Базовая пенсия – распределительная, взносы на нее отчисляют работодатели в размере 2-5% от уровня заработной платы работника. Вторая часть пенсии софинансируется и работником и работодателем: наемный работник отчисляет 4,4% от зарплаты, работодатель в частном сектор – 16,7%, в государственном секторе – 19,1%. А более поздний выход на пенсию полагается «прибавка». Однако, даже правительство страны недавно сетовало на то, что людей пенсионного и предпенсионного возраста неохотно берут на работу. Кроме государственной пенсионной системы в стране существуют так же корпоративные пенсионные системы и частные пенсионные программы.

США

Пенсионная система США носит распределительно-накопительный характер. Пенсионный возраст наступает для людей обоих полов, родившихся ранее 1942 года, 65 лет. Для тех, кто родился в 1943 году и позже, пенсионный возраст – 66 лет, и, наконец, для людей, рожденных в 1960 году и позже, пенсионный возраст составляет 67 лет. У людей есть возможность получать так называемую «раннюю пенсию» начиная с 62 лет, но пенсионные выплаты при этом будут составлять только 70% от стандартной суммы.

Государство гарантирует минимальный уровень пенсионного обеспечения распределительного характера. В 2011 году ставка налога на социальное страхование составляет 4.2% для работников, 6.2% для работодателей и 10.4% для индивидуальных предпринимателей. В 2012 году ставки возрастут до 6.2% для работников и 12.4% для индивидуальных предпринимателей.

Помимо государственных, есть коллективные пенсионные программы. По ним существуют налоговые льготы – подоходным налогом облагаются только выплаты, а не взносы ( до 2 тысяч долларов в месяц). Существует система страхования средств в пенсионных фондах, но страхуются лишь программы с фиксированным доходом.

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

На прощание напомним, что ФНПР выступает за то:

- чтобы пенсионный возраст оставался без изменений,

- чтобы самозанятые платили за свое пенсионное обеспечение на общих основаниях, без льгот;

- чтобы работодатель финансировал более ранний выход на пенсию тех работников, которые работали во вредных и опасных условиях труда, и приносили тем самым работодателю прибыль за счет своего здоровья;

- чтобы пенсионная система вернулась к распределительному принципу.

Центральная профсоюзная газета «Солидарность»

17.09.2012 г. 

Возврат к списку


Гордость края - люди труда! 2017 - Год профсоюзной информации Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Уссури" - акции для членов профсоюза! Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20% Профсоюзное телевидение
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.